![]() |
![]() ![]() Росархив и административная реформа Опубликовано в журнале "Отечественные архивы" № 5 (2004 г.) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Спустя 100 дней от начала административной реформы федеральных органов исполнительной власти, по оценке многих средств массовой информации, заявленного разделения функций (правоустанавливающие - министерствам, контроля и надзора - службам, управления имуществом и оказания услуг - агентствам) не произошло, хотя сами структуры и созданы. Более того, по словам главы аппарата правительства Д.Н. Козака, "идеального разделения" правоустанавливающих и правоприменительных функций быть не может. (Предполагалось, что каждое из трех звеньев государственного аппарата будет работать самостоятельно.) В реальности службы и агентства зависят от министров, которые утверждают им смету расходов и проводят ключевые назначения. Вскоре предстоит принять административные регламенты работы новых федеральных органов управления.
Установлены сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти: 6 августа администрация президента и аппарат правительства издали специальное распоряжение. Федеральному архивному агентству вместо так и не успевшего стать привычным сокращенного наименования Росархивагентство возвращено прежнее - Росархив. Другие подведомственные Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России) федеральные органы именуются следующим образом: Росохранкультура (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия), Роскультура (Федеральное агентство по культуре и кинематографии), Роспечать (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям).
В структуре Росархива два управления: 1) организации и обеспечения деятельности федеральных архивов (начальник В.А. Грошев) с четырьмя отделами - правовой и кадровой работы (М.И. Смилянская); организационным (Н.А. Мышов); финансово-экономическим (О.Р. Отводная) и общим (А.М. Шубин) и 2) комплектования, организации услуг и архивных технологий (Т.Ф. Павлова) с пятью отделами - организации информационных услуг (Т.Г. Занина); организации исполнения социально-правовых запросов (В.А. Еремченко); комплектования (Т.А. Мещерина); обеспечения сохранности, государственного учета и автоматизированных архивных технологий (Т.Е. Шабанова); международных связей (К.Г. Черненков).
12 августа в Росархиве состоялась очередная встреча его руководства с директорами федеральных архивных учреждений. Руководитель Росархива В.П. Козлов проинформировал о начале второго этапа административной реформы, в рамках которого будут пересматриваться перечни подведомственных федеральным органам исполнительной власти организаций (в списке состоящих в ведении Росархива организаций существенных изменений не предполагается) и развернется реформа планирования и бюджетного финансирования. В.П. Козлов сообщил о том, что правительство обсудило сводный доклад о перспективах развития страны до 2007 г. В этом документе (он называется "Планы и показатели деятельности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, на 2005 год и на период до 2007 года") содержатся основные цели и задачи деятельности, расходные обязательства бюджета, достигнутые и планируемые на период до трех лет измеримые результаты, а также ориентированные на их достижение бюджетные программы. Минкультуры России отведен самостоятельный раздел. В достижении намеченных стратегических целей в сфере культуры (как-то: сохранение и развитие многонационального культурного наследия России - основы единой российской общности, поддержка и распространение лучших традиций национальной культуры, обеспечение единого культурного и информационного пространства, интеграция в мировой культурный процесс и информационное пространство) примут участие и архивы. Ставятся задачи создания условий для сохранения культур народов, проживающих в Российской Федерации, посредством обеспечения своевременного и качественного пополнения федеральных государственных архивов, их оснащения "современными средствами телекоммуникаций и компьютерной техникой для обеспечения перехода на более высокий технологический уровень оперативного учета и контроля использования фондов, и, как следствие, снижения угрозы их потери в процессе использования". Для ознакомления граждан с культурным наследием, воспитания патриотизма и нравственности предполагается целый спектр мероприятий по расширению номенклатуры и объемов информационных услуг, оказываемых государственными архивами. Обеспечению свободного доступа населения к культурным ценностям должны способствовать "проведение работ по рассекречиванию в установленном порядке архивных документов, представление общественности архивных документов путем их экспонирования на выставках, публикации в средствах массовой информации, глобальных информационных сетях и т. д., работ федеральных государственных архивов по поиску и представлению информации, необходимой населению для представления в органы социальной защиты для начисления и перерасчета пенсий, а также выплаты льгот и компенсаций, установленных законодательством, и т. п.". Предстоит обеспечить условия для международного сотрудничества Росархива, "направленного на упрочение международного авторитета российских архивов как надежных партнеров, обладающих значительным информационным, научным и кадровым потенциалом", реституции и возвращения на Родину культурных ценностей.
В этом докладе делается попытка определить сущностные показатели уровня достижения поставленных целей, в том числе перед архивной службой. Один из них - это процент документов государственной части Архивного фонда РФ, хранящихся в соответствии со стандартами, в общем объеме документов государственной части Архивного фонда РФ. Если в 2002 г. он составлял 13 %, в 2003 г. - 14 %, то в 2004 г. при соответствующем финансировании планируется 15,5 %, в 2005 г. - 17 %, а в 2007 г. - 21,5 %. Другим важным показателем деятельности министерства становится количество (в процентах) отреставрированных архивных дел в общем объеме архивных дел, требующих реставрации. Оно должно вырасти с 0,5 % в 2004 г. до 0,6 % в 2007 г. Особо планируется увеличение числа потребителей архивной информации в 2007 г. - на 4,5 % в сравнении с 2004 г. Правда, как сказал В.П. Козлов, это еще не окончательные критерии, и многое предстоит продумать в связи с изменениями в подходах к планированию, используя отечественный и зарубежный опыт.
Решение поставленных задач будет осуществляться с помощью системы бюджетных (федеральных и ведомственных) целевых программ, часть из которых уже действует ("Культура России (2001 - 2005 годы)", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"). Предполагается, что федеральные и ведомственные целевые программы должны стать основным инструментом бюджетного планирования. Росархиву предстоит сформировать их перечень, а по каждой из программ - цели, описание ожидаемых результатов (предоставление услуг определенного качества и объема и эффект от предоставления услуг для их получателя); показателей для измерения результатов реализации; обоснование потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов программы; определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий между агентством и федеральными архивными учреждениями, участвующими в их реализации.
Для архивных органов и учреждений субъектов Российской Федерации перечень ведомственных целевых программ, намечаемых к реализации Росархивом, хотя и не будет обязательным к исполнению, но послужит ориентиром для разработки собственных целевых бюджетных программ, а также индикатором наиболее актуальных проблем, решение которых должно стать задачей при планировании будущих работ.
Т.И. Бондарева
![]() |
![]() |
© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта