АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Росархив и административная реформа

Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 5 (2004 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Спустя 100 дней от начала административной реформы федеральных органов исполнительной власти, по оценке многих средств массовой информации, заявленного разделения функций (правоустанавливающие - министерствам, контроля и надзора - службам, управления имуществом и оказания услуг - агентствам) не произошло, хотя сами структуры и созданы. Более того, по словам главы аппарата правительства Д.Н. Козака, "идеального разделения" правоустанавливающих и правоприменительных функций быть не может. (Предполагалось, что каждое из трех звеньев государственного аппарата будет работать самостоятельно.) В реальности службы и агентства зависят от министров, которые утверждают им смету расходов и проводят ключевые назначения. Вскоре предстоит принять административные регламенты работы новых федеральных органов управления.

Установлены сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти: 6 августа администрация президента и аппарат правительства издали специальное распоряжение. Федеральному архивному агентству вместо так и не успевшего стать привычным сокращенного наименования Росархивагентство возвращено прежнее - Росархив. Другие подведомственные Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России) федеральные органы именуются следующим образом: Росохранкультура (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия), Роскультура (Федеральное агентство по культуре и кинематографии), Роспечать (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям).

В структуре Росархива два управления: 1) организации и обеспечения деятельности федеральных архивов (начальник В.А. Грошев) с четырьмя отделами - правовой и кадровой работы (М.И. Смилянская); организационным (Н.А. Мышов); финансово-экономическим (О.Р. Отводная) и общим (А.М. Шубин) и 2) комплектования, организации услуг и архивных технологий (Т.Ф. Павлова) с пятью отделами - организации информационных услуг (Т.Г. Занина); организации исполнения социально-правовых запросов (В.А. Еремченко); комплектования (Т.А. Мещерина); обеспечения сохранности, государственного учета и автоматизированных архивных технологий (Т.Е. Шабанова); международных связей (К.Г. Черненков).

12 августа в Росархиве состоялась очередная встреча его руководства с директорами федеральных архивных учреждений. Руководитель Росархива В.П. Козлов проинформировал о начале второго этапа административной реформы, в рамках которого будут пересматриваться перечни подведомственных федеральным органам исполнительной власти организаций (в списке состоящих в ведении Росархива организаций существенных изменений не предполагается) и развернется реформа планирования и бюджетного финансирования. В.П. Козлов сообщил о том, что правительство обсудило сводный доклад о перспективах развития страны до 2007 г. В этом документе (он называется "Планы и показатели деятельности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, на 2005 год и на период до 2007 года") содержатся основные цели и задачи деятельности, расходные обязательства бюджета, достигнутые и планируемые на период до трех лет измеримые результаты, а также ориентированные на их достижение бюджетные программы. Минкультуры России отведен самостоятельный раздел. В достижении намеченных стратегических целей в сфере культуры (как-то: сохранение и развитие многонационального культурного наследия России - основы единой российской общности, поддержка и распространение лучших традиций национальной культуры, обеспечение единого культурного и информационного пространства, интеграция в мировой культурный процесс и информационное пространство) примут участие и архивы. Ставятся задачи создания условий для сохранения культур народов, проживающих в Российской Федерации, посредством обеспечения своевременного и качественного пополнения федеральных государственных архивов, их оснащения "современными средствами телекоммуникаций и компьютерной техникой для обеспечения перехода на более высокий технологический уровень оперативного учета и контроля использования фондов, и, как следствие, снижения угрозы их потери в процессе использования". Для ознакомления граждан с культурным наследием, воспитания патриотизма и нравственности предполагается целый спектр мероприятий по расширению номенклатуры и объемов информационных услуг, оказываемых государственными архивами. Обеспечению свободного доступа населения к культурным ценностям должны способствовать "проведение работ по рассекречиванию в установленном порядке архивных документов, представление общественности архивных документов путем их экспонирования на выставках, публикации в средствах массовой информации, глобальных информационных сетях и т. д., работ федеральных государственных архивов по поиску и представлению информации, необходимой населению для представления в органы социальной защиты для начисления и перерасчета пенсий, а также выплаты льгот и компенсаций, установленных законодательством, и т. п.". Предстоит обеспечить условия для международного сотрудничества Росархива, "направленного на упрочение международного авторитета российских архивов как надежных партнеров, обладающих значительным информационным, научным и кадровым потенциалом", реституции и возвращения на Родину культурных ценностей.

В этом докладе делается попытка определить сущностные показатели уровня достижения поставленных целей, в том числе перед архивной службой. Один из них - это процент документов государственной части Архивного фонда РФ, хранящихся в соответствии со стандартами, в общем объеме документов государственной части Архивного фонда РФ. Если в 2002 г. он составлял 13 %, в 2003 г. - 14 %, то в 2004 г. при соответствующем финансировании планируется 15,5 %, в 2005 г. - 17 %, а в 2007 г. - 21,5 %. Другим важным показателем деятельности министерства становится количество (в процентах) отреставрированных архивных дел в общем объеме архивных дел, требующих реставрации. Оно должно вырасти с 0,5 % в 2004 г. до 0,6 % в 2007 г. Особо планируется увеличение числа потребителей архивной информации в 2007 г. - на 4,5 % в сравнении с 2004 г. Правда, как сказал В.П. Козлов, это еще не окончательные критерии, и многое предстоит продумать в связи с изменениями в подходах к планированию, используя отечественный и зарубежный опыт.

Решение поставленных задач будет осуществляться с помощью системы бюджетных (федеральных и ведомственных) целевых программ, часть из которых уже действует ("Культура России (2001 - 2005 годы)", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"). Предполагается, что федеральные и ведомственные целевые программы должны стать основным инструментом бюджетного планирования. Росархиву предстоит сформировать их перечень, а по каждой из программ - цели, описание ожидаемых результатов (предоставление услуг определенного качества и объема и эффект от предоставления услуг для их получателя); показателей для измерения результатов реализации; обоснование потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов программы; определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий между агентством и федеральными архивными учреждениями, участвующими в их реализации.

Для архивных органов и учреждений субъектов Российской Федерации перечень ведомственных целевых программ, намечаемых к реализации Росархивом, хотя и не будет обязательным к исполнению, но послужит ориентиром для разработки собственных целевых бюджетных программ, а также индикатором наиболее актуальных проблем, решение которых должно стать задачей при планировании будущих работ.


Т.И. Бондарева

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'