АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.:
Сборник документов и материалов


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 3 (2006 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Казанская татарская учительская школа 1876-1917 гг.: Сборник документов и материалов / Отв. сост. Л.В. Горохова; сост. Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова; отв. ред. Д.Р. Шарафутдинов. Казань: Гасыр, 2005. - 256 с. - 500 экз.

Сборник содержит весьма полную подборку документов и материалов, отражающих историю возникновения и деятельности одного из первых в России светских учебных заведений для татар с преподаванием на русском языке - Казанской татарской учительской школы. Она была создана в 1876 г. для подготовки народных учителей начальных училищ и просуществовала до июля 1917 г., когда была преобразована в учительскую семинарию.

В сборнике 156 документов из Национального архива Республики Татарстан, в том числе отношения и уведомления министра народного просвещения, представления и донесения инспектора Казанской учительской школы, отчеты и рапорты инспектора и преподавателей о ее состоянии, протоколы заседаний педагогического совета, формулярные списки преподавателей, заявления учеников, а также материалы казанских газет "Волжский вестник" и "Казанский телеграф". Практически все документы публикуются впервые. Самостоятельный интерес представляют фрагменты изданной в 1890 г. и ставшей библиографической редкостью книги преподавателя истории и географии школы П.В. Траубенберга "Татарская учительская школа в Казани". Этот материал содержит интересную информацию о первом десятилетии в истории школы и касается, прежде всего, проблем школьной повседневности и организации учебной и воспитательной работы с учащимися.

Документы расположены в сборнике в хронологическом порядке. Степень их сохранности по разным периодам различна, что объясняется не столько отношением современников к ведению школьного делопроизводства, сколько внешними факторами, особенно пожарами в Казани в 1902 и 1914 гг. Так, во время первого сгорело не только почти все школьное имущество, но и архив, за исключением дел 1897 и 1901 гг. Как замечают составители сборника (С. 5), это не позволило им восстановить имена всех воспитанников школы, начиная с первого выпуска 1880 г. Однако имеющиеся пробелы не отразились на степени репрезентативности и полноты издания, дающего полное представление об основных направлениях деятельности школы на разных этапах существования.

Опубликованные документы отражают наиболее важные моменты ее истории: учреждение и открытие, особенности комплектования преподавательского состава и подбора контингента учащихся, специфику учебно-воспитательного процесса и его эволюцию на протяжении десятилетий. Особое внимание уделено источникам, свидетельствующим об изменении отношения к школе со стороны как правительственных кругов, так и татарского общества. Они убедительно показывают, как, благодаря продуманным образовательно-воспитательной стратегии и тактике, руководству и педагогам школы удалось изменить негативное, а подчас и враждебное отношение к ней и ее воспитанникам части мусульманского населения. "Школа приобретает все более и более доверие и сочувствие магометанского общества", - сообщал в своем отчете попечителю Казанского учебного округа исполняющий должность инспектора школы Ш.И. Ахмеров 10 апреля 1882 г. (С. 45). Это доказывало и постепенное увеличение числа учащихся: если на протяжении XIX в. оно практически не менялось, то с начала ХХ в. стало быстро расти (1901 г. - 26 воспитанников, 1903 г. - 47) (С. 238-240). Динамику контингента учащихся позволяют проследить помещенная в приложении таблица о численности выпускников Казанской татарской учительской школы за 1890-1917 гг. и поименный список ее учеников.

Сборник особенно ценен в плане растущего интереса современной науки к проблемам истории повседневности. При том что основную его часть составляют официальные документы, читатель получает достаточно целостное представление о стиле жизни преподавателя и ученика Казанской татарской учительской школы, специфике учебы, организации быта и досуга преподавателей и учащихся. Здесь постоянно действовал театральный кружок, устраивались спектакли на русском языке, регулярно проходили литературные вечера. Школьники посещали городской музей, общественную библиотеку, утренние спектакли оперной труппы, организовывали школьные праздники (например древонасаждения), участвовали в благотворительной деятельности; для них проводились экскурсии по Казани и ее окрестностям. В результате из стен школы выходили образованные, интеллигентные люди, представлявшие собой "тип мусульманина новейшей формации" (С. 121).

Безусловно, идеологически и концептуально в основу деятельности школы была положена русификаторская политика, что иногда открыто или завуалированно отражено в документах. Изучению русского языка придавалось особое значение: во-первых, на нем велось обучение, а во-вторых, его преподавание должно было стать основной специальностью выпускников школы, которым предстояло приобщать своих учеников к достижениям русской культуры. Однако подобную заданность образовательно-воспитательного процесса не стоит воспринимать упрощенно и однобоко. Усилиями талантливых учителей и воспитателей такая русификация имела, по существу, обратный эффект. Расширение познавательных горизонтов, повышение общего уровня культуры способствовали пробуждению национального самосознания, становлению и утверждению глубоко осмысленной национальной самоидентификации. Школа стала подлинным культурно-образовательным центром татарской интеллигенции, сыграла огромную роль в истории татарского народа и татарской культуры. Среди ее воспитанников - известные политические и государственные деятели: депутат 2-й Государственной думы Калимулла Хасанов, депутат 2-й и 3-й государственных дум, один из лидеров татарского национально-освободительного движения Садри Максудов, Гумер Терегулов и Махмуд-Фуад Туктаров, Мирсаид Султан-Галиев, революционер Хусаин Ямашев, видные военачальники Якуб Чанышев и Хусаин Мавлютов, писатели Гаяз Исхаки и Гафур Кулахметов, актер и режиссер Ильяс Кудашев-Ашказарский, химик-органик, ректор Казанского университета Гильм Камай и многие другие. Основы успехов и достижений этих прекрасно и всесторонне образованных людей, вне сомнения, были заложены еще в стенах Казанской татарской учительской школы. Не случайно директор народных училищ Казанской губернии А.С. Никольский в своем отношении к попечителю Казанского учебного округа Н.Г. Потапову в ноябре 1892 г., характеризуя деятельность школы, особо подчеркивал ее значимость в деле просвещения татарского народа: "Воспитанники ее… все достаточно развиты и образованы; все хорошо владеют русским языком… чужды как религиозного, так и племенного фанатизма. Некоторые из них серьезно интересуются научными вопросами" (С. 69). Немалую роль здесь сыграл и тот факт, что многие преподаватели школы являлись выпускниками Казанского университета и могли не просто обучить своему предмету, но и развить у учащихся творческие навыки и стимулировать исследовательские интересы.

Со страниц сборника слышны голоса представителей старшего поколения - преподавателей, инспекторов, школьных врачей, попечителей и управляющих учебным округом и даже министра народного просвещения. К сожалению, самим учащимся принадлежит всего три документа (С. 70, 107, 215). Нам кажется, что более широкое привлечение такого рода источников, исходящих "снизу" и "изнутри", существенно расширило бы представления о школе, ее учениках и учителях. Трудно представить, что выпускники этого учебного заведения, став уже взрослыми и вполне состоявшимися людьми, никогда и нигде не вспоминали впоследствии о школе, не упоминали о той роли, которую она сыграла в их жизни и судьбе. Привлечение автобиографических нарративов было бы в данном случае и оправданно, и уместно.

Сборник снабжен приложениями, вспомогательными указателями и хорошо иллюстрирован, что значительно повышает его ценность. Он безусловно является творческой удачей его участников и создателей и будет весьма полезен для исследователей, студентов и для всех, кто интересуется историей образования и культуры России и ее национальных регионов.

А.А. САЛЬНИКОВА

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'