АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

Общественные слушания
"Современные проблемы сохранения, комплектования и использования
Архивного фонда Российской Федерации"


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2006 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

В слушаниях, состоявшихся 2 октября в конференц-зале архивного городка по ул. Б.Пироговской в Москве, участвовали представители Общественной палаты Российской Федерации, Росархива, органов исполнительной власти, РГГУ, работники федеральных и ряда областных государственных архивов, а также отдельных субъектов федерации.

Открыл слушания митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель комиссии ОП РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. Назвав архивистов подвижниками, а архивы - интеллектуальным достоянием народов России, владыка показал знание проблемы и обеспокоенность ею. На протяжении восьми лет, живя в США, он находил время для исследований в архивах, где "созданы надежные условия хранения документов", а "справки наводят в считанные минуты". В России у владыки епархия в Калуге. Там часть архивных фондов находится в соборе Казанского монастыря. Собор перегружен, здание в аварийном состоянии. Ценнейшие бумаги сложены пачками. Владыка поделился впечатлениями от посещения РГАДА. Зайдя в помещение, он ужаснулся, у него возникла мысль, что "служащие привыкли к древности и не хотят менять ни батарей, ни проводов, чтобы древнее все было". Проблемы накапливаются, финансирование недостаточное. Перед тем как предоставить слово для доклада руководителю Росархива В.П. Козлову, владыка выразил надежду на то, что общественные слушания сделают отношение к архивам цивилизованным.


Текст доклада Руководителя Федерального архивного агентства В.П. Козлова на общественных слушаниях,
проводимых Общественной палатой Российской Федерации совместно с Федеральным архивным агентством, на тему
"Современные проблемы состояния сохранности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации"


***

Президиум общественных слушаний

В ходе дискуссии участники слушаний обсудили многие вопросы, например роль архивов и архивистов в современном обществе. Так, Г.В. Боголюбова, заместитель председателя комиссии ОП РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, обратила внимание на то, "какой огромный интеллектуальный потенциал заложен в людях этой профессии, с каким мужеством и стойкостью на протяжении столетий они выдерживают разломы политических, экономических и социальных потрясений, хранят для развития государства документы по истории и культуре". По мнению В.А. Никонова, председателя комиссии ОП РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, "нация - это герои, это история, это исторические документы… Позор нации - это то, что происходило с памятниками, с историей, с историческими документами на протяжении всех последних лет. Пренебрежение своей собственной историей - это пренебрежение к нации, пренебрежение к самим себе".

В.А. Тишков, председатель комиссии ОП РФ по толерантности и свободе совести, заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, воспринимает архивы как "основу исторической науки". По его словам, "профессиональная историография невозможна без архивного документа. Отстаивание и создание научной версии национального прошлого нашей страны - это наша с вами общая задача… Научная история страны бесспорно является ключевым элементом национальной идентичности, как можно более цельное и общеразделяемое представление о прошлом граждан нашего государства. Если нет такого видения, если нет такого понимания, то и нет национальной идентичности. А без нее никакие конституции, охраняемые границы и армии не создают государство".

Говорилось и о социальной миссии архивов. Так, знакомый с архивами других стран В.А. Тишков уверен, что она "возрастает и что все больше и больше граждан будут работать в архивах… не только профессиональные историки, но и те, кто интересуется своими корнями, генеалогией своей семьи, рода, того или иного местного сообщества, того или иного предприятия". В США, например, эта любительская часть в несколько раз больше, чем число профессиональных историков. И к этой миссии общественного служения нужно готовиться. По оценке В.А. Тишкова, "выставочная деятельность наших архивов в последнее время великолепна, о ней много информации в прессе. Но чем больше будет каких-то передач, публикаций, информации о том, что есть архив, что есть источник, что есть точные знания, тем меньше будет всяких паранаучных, абсолютно абсурдных мифологий, касающихся прошлого и мира, и человечества, и нашей страны, и тем лучше будет для нас самих. Вот эта общественная миссия архивистов. О ней нужно говорить, ее нужно всячески превозносить. И слушания в этом направлении тоже будут полезным шагом".

Участники слушаний проявили обеспокоенность негативными последствиями административной реформы для архивов. Так, Г.В. Боголюбова недоумевает, почему "целая архивная отрасль, включающая в себя архивы многих ведомств, в том числе и силовых структур, была отнесена к сфере Министерства культуры. И Министерство культуры, которое финансируется по остаточному принципу, должно выпрашивать у правительства деньги на ремонт или модернизацию архивов ФСБ или МИДа… Будет ли Министерство культуры уделять пристальное внимание проблемам чужого ведомства? Конечно, нет. А будет ли ведомство, предположим силовое, уделять должное внимание архивам? Думаю, что нет. Чтобы попасть руководителю ведомственного архива на прием к своему министру, ему надо будет долго побегать по чиновничьим коридорам, соблюдая при этом субординацию, чтобы его пустили". Поэтому она поддержала предложение профессора РГГУ Е.В. Старостина, который написал, что, как только улучшится финансовое положение в стране, необходимо вернуть архивной отрасли ее прежний самостоятельный статус.

Члены Общественной палаты Российской Федерации и архивисты были единодушны в том, что Федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нельзя распространять на архивы, как и на музеи, библиотеки. Он "парализует всю духовную сферу страны и не должен, и не может применяться в сфере искусства, реставрационной и архивной деятельности" (Г.В. Боголюбова). "Надо уже очень категорически говорить о том, что 94-й ФЗ в сфере культуры, организаций культуры, его положения о конкурсах по поставкам услуг населению должен быть отменен. И в сфере реставрационной деятельности, и в сфере театров и, конечно, архивов" (Г.И. Маланичева, член комиссии ОП РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия). По ее же информации, об этом заявили М.Е. Швыдкой, на коллегии Минкультуры России, и А.А. Калягин. Яркий пример абсурдности распространения закона на архивы привел В.П. Козлов: при устройстве выставки, посвященной императрице Марии Федоровне, пришлось проходить все стадии конкурса, хотя его победителем мог быть, как хранитель основного корпуса документов по теме, только ГАРФ. То же испытал РГАКФД при устройстве выставки к собственному 80-летию (Л.П. Запрягаева, директор РГАКФД). О больших и ненужных трудозатратах, связанных с реализацией этого закона, говорили директора ГАРФ (С.В. Мироненко), РГВИА (И.О. Гаркуша), РГВА (В.А. Кузеленков).

Члены ОП РФ высказались и по поводу 131-го ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", последствиях его воздействия на муниципальные архивы. "Наши архивы могут быть в одночасье вычеркнуты из системы финансовых приоритетов. И это уже началось" (Г.В. Боголюбова). "Если бы просчитывалось опосредованное влияние законов на культуру, то 94-й и 131-й федеральные законы в таком виде не были приняты", - это мнение Г.И. Маланичевой. По информации В.П. Козлова, поправки к 94-му ФЗ, изменяющие условия проведения конкурсов в сфере культуры, готовятся, но важно проследить, чтобы они затронули и архивы, а не только музеи, театры, библиотеки. Печальный опыт, когда разработчики законопроектов сознательно не присылают их в Росархив, имеется (так было с законопроектом о банкротстве). Приводились и другие примеры неуважительного отношения к архивам со стороны представителей исполнительной власти. Так, Г.В. Боголюбова рассказала, что к ней обратился Госархив Смоленской области в связи с патовой ситуацией со строительством нового здания: губернатор области и министр культуры Российской Федерации просят председателя Правительства Российской Федерации включить здание в инвестиционный план по строительству на 2006-2010 гг. на паритетных началах с областью. "И что же в ответ они получили? Отписку мелкого чиновника Минэкономразвития, что они, эти мелкие чиновники, считают нецелесообразным строительство архивного здания. Большего чиновничьего хамства придумать нельзя".

Участвовавшая в слушаниях С.Л. Солодовникова (начальник Архивного управления Департамента Смоленской области по культуре) пояснила, что вопрос о строительстве нового здания поднимался трижды (в 1960-е, 1970-е и в конце 1980-х гг.), в 1991 г. оно началось, в 1994 г. - прекратилось. В этом году наконец принято решение о возобновлении строительства на уже имеющемся фундаменте. Но без софинансирования из федерального бюджета дотационной Смоленской области такой объем (около 100 млн руб.) не осилить. С.Л. Солодовникова считает, что "пора иметь национальный проект и по архивам". А пока 1,146 млн ед. хр. под угрозой гибели в зданиях бывших консистории и костела. Не менее удручающая ситуация с сохранностью Архивного фонда Калужской области: там 1,3 млн ед. хр. находятся в двух приспособленных церковных зданиях, одно из которых опечатано второй год. По словам С.В. Хабарова (начальник Управления по делам архивов Калужской области), правительство области для размещения облгосархива выкупило незавершенный строительством комплекс зданий; разработан и проходит экспертизу проект. Однако ежегодные, с 2001 г., заявки области на софинансирование из федерального бюджета не удовлетворяются. Минкультуры России и губернатор уже обращались в правительство, а в марте этого года губернаторы трех областей (Калужской, Новгородской и Ульяновской) направили письмо Президенту Российской Федерации о включении в будущую общенациональную программу "Культура" специального проекта по переводу областных архивов из храмов Русской православной церкви в специально оборудованные помещения. Эта инициатива была поддержана Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Не удается решить вопрос о создании приемлемых условий для сохранения Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания, хотя на это, как рассказал Э.М. Мецаев (руководитель Архивной службы при правительстве республики), есть постановление республиканского правительства от 25 февраля 2000 г., поручение заместителя председателя Правительства Российской Федерации правительству республики от 6 апреля 2002 г., ряд других документов.

С прозвучавшими фактами небрежения культурным наследием резко контрастирует информация об освоении принятого в эксплуатацию 23 декабря прошлого года нового, современного здания РГИА в С.-Петербурге и беспрецедентном по масштабам перемещении фондов. И, возможно, поэтому заместитель директора архива Б.И. Назарцев опять-таки обратился к проблеме взаимоотношений власти и культуры. "Казалось бы, нашему архиву грех жаловаться, поскольку именно внимание властных структур привело к тому, что… впервые был поддержан и успешно реализуется специально разработанный проект, отвечающий современным требованиям логистики, перемещения архивных фондов. Впервые Росархив сделал беспрецедентный шаг и, учитывая особенности нашей работы на двух площадках, выделил в большом объеме дополнительную численность и фонд оплаты труда. Впервые не было разделения при проведении этой работы на своих, я имею в виду федеральные учреждения и органы власти, и чужих - местные органы власти. Мы работаем в постоянном контакте. Впервые все перемещаемое - архивные фонды и имущество архива - было застраховано от всех рисков по принципу "от полки до полки". Но парадокс заключается в том, что я так часто употребляю слово "впервые", а должны бы звучать слова "как всегда". Все-таки это разовая акция, которая не гарантирует такого же внимания со стороны властных структур в последующем". Во взаимоотношениях с властью "не хватает последовательности и стабильности в той политике, на которую мы, архивисты, вправе рассчитывать", - подытожил Б.И. Назарцев.

Участники слушаний проявили единодушие, обсуждая проблемы кадров и зарплаты архивистов. Так, в РГАСПИ, по сообщению заместителя директора О.В. Наумова, 61 % специалистов старше 50 лет, молодежи до 30 лет - 10 %. В РГАДА, где молодой специалист получает 2,8 тыс. руб., начался не просто процесс старения, а отток опытных кадров, проработавших 20-25 лет, - об этом говорил С.С. Ермолаев, председатель профкома архива. Он предложил "оставить в стороне все материально-технические затраты, а позаботиться о вложении денег в архивистов". В РГВИА по штатному расписанию инженерно-технического отдела - 35 сотрудников, в наличии только два. Оклад директора РГАКФД 3840 руб. При этом все три вышеназванных архива отнесены к особо ценным объектам культурного наследия России. А директор РГВА В.А. Кузеленков рассказал, что недавно префект Северного округа Москвы и глава управы потребовали от него письменного объяснения, почему в военном архиве заработная плата ниже прожиточного уровня в Москве. Пополнять штаты федеральных архивов практически не удается. Директор РГАЭ Е.А. Тюрина обратила внимание на то, что сегодня архивам все труднее осуществлять свою важнейшую социальную функцию - удовлетворение социально-правовых запросов, так как их количество увеличивается ("когда-то было 2 тыс., теперь 8 тыс., ожидается в следующем году 10 тыс."), а численность исполнителей остается прежней. В.В. Пичугин, начальник центрального архива Федерального агентства по атомной энергии, предложил свое решение: указывать в трудовой книжке гражданина (во вкладыше) размер зарплаты, что "на 70 % снизило бы трудозатраты" архивистов на наведение справок.

Члены ОП РФ, в частности В.А. Никонов, согласились с тем, что даже при увеличении средней зарплаты в федеральных архивах - 4,5 тыс. руб. (которая "сильно поощряет подвижничество в архивном деле") вдвое страна "потеряет кадры архивистов". А это угроза сохранности культурного наследия. Его поддержал В.А. Тишков. По словам Г.И. Маланичевой, часто встречающейся с работниками культуры, вопрос о зарплате нигде не стоит так остро, как в архивах. Ей вторит риторическим вопросом Г.В. Боголюбова: "Что случилось с вектором государственной политики, что оно перестало замечать проблемы сбоя в работе своего механизма, который функционирует исключительно для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность человека, чтобы человек мог жить и работать в нормальном, цивилизованном и просвещенном обществе?"

О расходах федерального бюджета на архивы говорил и аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.А. Агапцов, курирующий расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации. "Те деньги, которые выделялись на финансирование и решение проблем, существующих в Росархиве, расходовались сугубо целевым назначением. И Счетная палата констатирует, что нецелевого расходования средств не было". Видя существующую проблему, аудитор предложил также "внимательно посмотреть и объединить усилия двух палат и Росархива для того, чтобы поставить перед правительством и Минкультуры России первоочередные проблемы, по которым должны двигаться", и подтвердил позицию как председателя Счетной палаты, так и свою личную, что в этом вопросе "готовы идти навстречу и поддерживать" архивистов. Он проинформировал, что слушания по архивам совпали с "первым заседанием комиссии по проведению сплошной инвентаризации музейных предметов и коллекций, хранящихся в федеральных музеях и музеях субъектов Российской Федерации под руководством первого вице-премьера правительства Д.А. Медведева, созданной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации", и что он является членом данной комиссии и думает, "что здесь также возможно взаимодействие и озвучивание тех проблем, которые существуют в архивах".

Еще одна важная проблема - рассекречивание архивных документов. По мнению В.А. Никонова, "в рекомендациях много слов в адрес Государственной думы, Совета Федерации и правительства. Но совершенно очевидно, что ни одно из этих ведомств не сможет ускорить решение проблемы рассекречивания. Это, конечно, уровень компетенции Президента Российской Федерации. И почему комиссии не выйти с рекомендациями именно к президенту о том, чтобы реформировать работу этой пресловутой МВК", иначе "к тому времени, когда они начнут рассекречивать, уже вымрет нынешнее поколение историков, исследователей. Но я боюсь, что здесь одним поколением не ограничится, если действительно сроки рассекречивания растянутся на сто и более лет".

С.В. Мироненко также высказал предложения по решению проблемы рассекречивания: "Закон о государственной тайне установил срок - 30 лет. И любой разумный человек понимает, что если установлен срок в 30 лет, он для чего-то установлен, как во всех цивилизованных странах: в каких-то двадцать, в каких-то тридцать, в каких-то пятьдесят лет. Автоматически рассекречиваются документы за пределами этого срока". И привел в качестве примера "последний случай", когда "нужно было рассекречивать документы о подготовке полета Чкалова. Это заняло с соблюдением всех бюрократических процедур больше полугода. Создание специальной комиссии, отвлечение огромного числа людей… Таких примеров очень много… Речь идет о документах, которые не имеют в себе никакой государственной тайны. Решать эту проблему надо действительно на государственном уровне".

В.А. Тишков, обратив внимание на данное в докладе В.П. Козлова определение общественных слушаний по архивам как "последнего рубежа", сказал: "Я вижу, что как-нибудь вечером в новостях, в кадрах, где показывают, как принимает президент с папками и с графиками руководителей разных ведомств, появится и Владимир Петрович Козлов, который доложит нашему президенту этот вопрос". Предложение поддержали Г.И. Маланичева ("Конечно, к президенту идти надо и обращаться к президенту надо. Без этого, к сожалению, у нас никуда не денешься") и член ОП РФ М.М. Шолохов, а также В.Н. Кузеленков. В.П. Козлов в своей реплике напомнил, что его "его предшественник Р.Г. Пихоя был дважды у президента".

В результате слушаний были приняты рекомендации, разосланные всем заинтересованным органам власти и организациям.


Рекомендации общественных слушаний

Участники общественных слушаний, организованных комиссией Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия и Федеральным архивным агентством, отмечают особую значимость архивов как хранилищ исторической памяти, имеющих непреходящую общественную, государственную и культурную ценность, являющихся одним из символов российской государственности, неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов России и ее информационных ресурсов.

Постоянная и разносторонняя востребованность архивов обществом, государством и его гражданами проявляется в возрастающей активности их информационной деятельности. Государственные и муниципальные архивы страны оказывают организационно-методическую помощь и осуществляют контроль за постановкой делопроизводства, работой ведомственных архивов органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий - источников их комплектования.

Однако, несмотря на особую роль архивов, многие важные проблемы развития архивного дела в Российской Федерации остаются нерешенными.

В первую очередь это связано с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы хранения и обработки архивных фондов. Многие архивохранилища расположены в малопригодных помещениях, где должным образом не обеспечена безопасность хранящихся в них документов. Подтверждением этому служат участившиеся в последнее время случаи хищения архивных документов, пожаров и других негативных проявлений.

Архивы испытывают острый недостаток в площадях, современном оборудовании для страхового копирования и реставрации документов. Информационный потенциал архивов не может быть эффективно использован без повсеместного использования современных компьютерных технологий, внедрение которых сдерживается ввиду отсутствия необходимых ресурсов.

Особую остроту в последние годы приобрела проблема кадрового обеспечения деятельности архивов, особенно федерального уровня. Это связано с крайне низкой оплатой труда людей, которым государство доверяет хранение бесценного историко-документального и информационного наследия.

Участники общественных слушаний, исходя из стратегической задачи сохранения архивных фондов для экономического, интеллектуального и духовного развития государства, общества, граждан,

обращаются к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении оправдавшей себя в отечественной истории системы управления архивным делом с прямым подчинением Федерального архивного агентства Правительству Российской Федерации, а также рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации - при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2008 г. в части финансирования деятельности архивов предусмотреть значительный прирост объемов финансирования на реконструкцию и техническое оснащение архивных зданий, строительство новых архивохранилищ и осуществление других работ по сохранению архивных фондов согласно плану на 2008-2010 гг.; внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" о нераспространении (о моратории) действия закона на реставрационную и архивную деятельность.

Правительству Российской Федерации - улучшить текущее бюджетное финансирование федеральных архивных учреждений; обеспечить повышение социальной защищенности работников федеральных архивов; органам государственной власти, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, активизировать работу экспертов по проведению экспертизы секретных архивных документов, хранящихся в федеральных государственных архивах.

Межведомственной комиссии по защите государственной тайны - определить порядок применения дифференцированного подхода к рассекречиванию архивных документов, созданных в период деятельности КПСС и высших органов власти и управления СССР.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - принять меры по упорядочению системы документирования производственной деятельности, связанной с вредными условиями труда.

Пенсионному фонду Российской Федерации - совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовить специальный перечень документов, подтверждающих право граждан на досрочную пенсию.

Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации - принять меры по совершенствованию законодательной базы деятельности архивных учреждений; продолжить работу по созданию федерального архива документов по личному составу; совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации подготовить ведомственную программу по созданию единого общероссийского электронного банка данных о местах хранения документов по личному составу в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Федеральному архивному агентству - ускорить реализацию законодательных и нормативных актов по вопросам сохранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления - наметить и осуществить конкретные мероприятия, направленные на улучшение бюджетного финансирования архивных учреждений; укрепление материально-технической базы архивов, выделение новых и реконструкцию имеющихся архивохранилищ, в том числе по личному составу; оснащение архивов современными средствами охранной и пожарной сигнализаций, системами автоматического пожаротушения, реставрационным и микрокопировальным оборудованием, компьютерной техникой; целевое финансирование работ по созданию страхового фонда копий уникальных и особо ценных документов в рамках создания Единого российского страхового фонда документации; улучшение социальной защищенности работников архивных учреждений.


Т.И. Бондарева

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'