АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

"Испытываю чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы"
Депутат Государственной думы З.М. Степанова о Федеральном законе "Об архивном деле в Российской Федерации"


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2004 г.)

НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Проект Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" прошел до своего утверждения долгий путь. Подготовленный в начале 2002 г. рабочей группой Росархива (руководитель В.П. Козлов, заместитель руководителя А.Н. Артизов, члены - представители федеральных архивов, аппарата Росархива, науки), широко обсуждавшийся специалистами и общественностью, доработанный с учетом многочисленных отзывов, замечаний и предложений, рассмотренный в ноябре 2003 г. на заседании правительства, 29 ноября он поступил в Государственную думу. Здесь работа над законопроектом велась Комитетом ГД по культуре, и в частности заместителем председателя комитета З.М. Степановой. Зоя Михайловна избрана в Государственную думу по Пролетарскому одномандатному избирательному округу № 145 (Ростовская область). Именно она отвечала за продвижение законопроекта об архивном деле, его рассмотрение во всех трех чтениях, передачу закона в Совет Федерации.


- Зоя Михайловна, давайте вначале дадим читателям общее представление о самом комитете: каков его состав, учитывается ли при его формировании прошлая деятельность депутата, как, например, Ваша, когда, будучи заместителем губернатора Ростовской области - управляющей делами, Вы курировали архивы?

З.М. Степанова
З.М. Степанова

- Комитет Государственной думы по культуре возглавляет популярный певец Иосиф Давыдович Кобзон, в составе комитета - депутаты, занимавшиеся до избрания в Государственную думу творческой деятельностью, а также имеющие за плечами многолетний опыт работы в органах исполнительной власти регионов.

До избрания в Государственную думу я была заместителем губернатора - управляющей делами администрации Ростовской области, а до этого на протяжении восьми лет возглавляла администрацию Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Поэтому мне хорошо знакомы вопросы формирования бюджета, имущественных отношений, финансового и материально-технического обеспечения бюджетных организаций, в том числе учреждений культуры и архивов. Я с радостью взялась курировать архивы при распределении направлений деятельности депутатов - членов Комитета по культуре. Наряду с архивами я, как заместитель председателя Комитета по культуре, курирую также музеи-заповедники, библиотеки, музыкальные школы, вопросы социально-трудовых отношений работников учреждений культуры. Учитывая, что Государственная дума, по Конституции Российской Федерации, - законодательный орган власти, для меня и моих коллег-депутатов приоритетным в работе является не только поддержка отдельных коллективов и учреждений культуры, но, главным образом, создание законодательной базы для нормального функционирования учреждений культуры и искусства, творческих коллективов по всей стране. Законодательная поддержка культуры стала особенно актуальной в условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Мы видим, какие пробелы существуют сегодня в законодательстве, и в ближайшее время Комитет Государственной думы по культуре совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций приступает к разработке новой редакции "Основ законодательства Российской Федерации о культуре". Также в ближайших планах - проекты федеральных законов "О меценатах и меценатстве", "О библиотечном деле", законодательное обеспечение разграничения и приватизации памятников истории и культуры и др.

- Поясните, пожалуйста, как обычно организуется работа с законопроектами, как проходят чтения законопроектов в Государственной думе. Были ли особенности в обсуждении законопроекта об архивном деле?

- Процесс подготовки и прохождения законопроектов определяется Регламентом Государственной думы, и на каждом этапе рассмотрения проектов федеральных законов действуют свои четко установленные правила. В первом чтении принимается общая концепция законопроекта, рассматривается его соответствие Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, оценивается его общественная и социальная значимость с учетом поступивших отзывов. После принятия Государственной думой проекта федерального закона в первом чтении он направляется Президенту, Правительству, Совету Федерации, законодательным и исполнительным органам всех субъектов Российской Федерации для внесения поправок. Все поступившие поправки предварительно рассматриваются профильным комитетом, и во время второго чтения Госдума утверждает таблицы принятых и отклоненных поправок. К третьему чтению законопроект проходит дополнительную лингвистическую и юридико-техническую экспертизу.

Относительно особенностей обсуждения проекта Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" замечу, что никаких отклонений в процедуре не было, на всех этапах документы готовились четко и своевременно. В дополнение хочу подчеркнуть очень конструктивное отношение депутатов к законопроекту, который уже в первом чтении был поддержан всеми думскими фракциями, и в дальнейшем его доработка велась заинтересованно, в деловом ключе, независимо от партийной принадлежности депутатов. Не могу согласиться с мнением о том, что законопроект прошел долгий путь до его утверждения. Проект Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" был включен в план приоритетных законопроектов, намеченных к рассмотрению Государственной думой в 2004 г., и оно прошло достаточно быстро во всех трех чтениях. 1 октября закон принят Государственной думой, 13-го - одобрен Советом Федерации и 22-го - подписан Президентом Российской Федерации.

- Закон существенно отличается от его первоначального варианта, опубликованного в нашем журнале в июне 2002 г. Говорят, что много поправок было внесено в законопроект в Государственной думе. Какой характер они носили и на что были направлены?

- Прежде всего хотелось бы отметить, что для рассмотрения поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению была сформирована рабочая группа Комитета по культуре, в которую, наряду со специалистами архивного дела, вошли представители соисполнителей: комитетов Государственной думы по образованию и науке и по вопросам местного самоуправления. В рабочую группу от субъектов права законодательной инициативы поступило 154 поправки, 91 из них было рекомендовано принять и 63 - отклонить.

Такой большой объем поправок свидетельствует о высокой степени заинтересованности в подготовке Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" депутатов Государственной думы, органов власти субъектов Российской Федерации, научной общественности.

Думаю, что читателям Вашего журнала интересно будет узнать, какие поправки к законопроекту приняты Государственной думой.

Первый блок поправок связан с понятийным аппаратом, который в ходе рассмотрения серьезно уточнен и дополнен. Кардинальным образом изменено содержание понятия "архивный документ". Прежняя формулировка была основана на Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", где документ определен как зафиксированная на материальном носителе информация. Однако, учитывая, что, по Конституции Российской Федерации, вопросы управления федеральной государственной собственностью находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 214, 215) информация не является объектом государственной и муниципальной собственности, пришлось отказаться от "информационного подхода" и дать методологически новое определение: "Архивный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства". По мнению разработчиков закона и всей рабочей группы, именно такая формулировка позволяет четко определить правовой статус архивных документов. В ходе доработки в закон введены новые понятия: "экспертиза ценности документов", "упорядочение архивных документов", "временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации".

Второй блок принятых поправок связан с необходимостью приведения данного законопроекта в соответствие с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и учетом специфики архивного дела в муниципальных образованиях. В этой связи хочу особенно подчеркнуть, что положения закона фактически закрепляют сложившуюся практику архивного дела в муниципальных районах и городских округах.

Специальное заседание рабочей группы было посвящено уточнению порядка хранения документов академий наук в Российской Федерации, имеющих государственный статус. По итогам заседания проект федерального закона был дополнен соответствующей нормой о предоставлении этим академиям права депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации (за исключением Российской академии наук, которая имеет право постоянного хранения).

Очень важной, на мой взгляд, является принятая Государственной думой поправка, конкретизирующая порядок бесплатного предоставления пользователям архивных справок или копий архивных документов, связанных не просто с социальной защитой граждан, а с той ее частью, которая предусматривает их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ряд статей нового законопроекта, касающихся сохранности архивных документов, финансового и материально-технического обеспечения архивного дела, существенно дополнены в ходе подготовки ко второму чтению. Так, например, депутатами Комитета Государственной думы по культуре внесена поправка, обязывающая государственный орган, орган местного самоуправления в случае реконструкции, передачи, сноса здания, в котором размещен государственный, муниципальный архив, предоставить этому архиву помещение, отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов.

В процессе работы над проектом Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" были учтены поправки, связанные с реализацией административной реформы и разделением полномочий на федеральном уровне между разными федеральными органами исполнительной власти, и с этой точки зрения данный закон полностью соответствует новой структуре исполнительной власти России.

- Можно ли сказать, что с завершением работы над законопроектом об архивном деле Вы испытываете чувство удовлетворения? Как человек, знающий архивы, их проблемы, что Вы думаете об их месте в обществе и государстве?

- Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" - это первый законопроект, который я курировала в Комитете по культуре и который при моем участии прошел все стадии рассмотрения в Государственной думе, и, естественно, я испытываю чувство удовлетворения, какое испытывает любой человек от хорошо сделанной работы. Надеюсь, что многие проблемы архивов, связанные с неопределенностью правовой базы, с принятием нового закона будут устранены.

Значение архивов для общества и государства трудно переоценить - хотя бы потому, что вряд ли найдется гражданин, ни разу в жизни не обращавшийся к услугам архивистов. В архивах накоплены ценнейшая информация по истории нашей страны, официальные документы и свидетельства очевидцев того или иного события, периода в развитии государства. На мой взгляд, в последнее время появилась большая открытость в работе архивов: интереснейшие выставки на основе документов, составляющих Архивный фонд Российской Федерации, проходят в Выставочном зале федеральных архивов, издаются великолепные книги на основе воспоминаний политиков, писателей, деятелей искусства.

- Известно, что архивисты на протяжении ряда лет добиваются внесения поправок в ряд действующих законов. Оказывает ли им в этом поддержку Комитет ГД по культуре?

- Да, действительно, целый ряд действующих законов требует изменений и дополнений в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", и Комитет по культуре уже готовит такие предложения, в частности в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов".

- Что должны сделать архивисты, чтобы закон работал в полную силу?

- Прежде всего, необходимо, чтобы Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" как можно быстрее поступил и к работникам архивов, и к пользователям. Надеюсь, что Ваш специализированный журнал в ближайших номерах опубликует текст закона и предоставит свои страницы для подробного комментария специалистов.

В заключение разрешите через Ваш журнал пожелать всем работникам государственных и муниципальных архивов здоровья, благополучия, успехов в развитии архивного дела в Российской Федерации.


Вопросы задавала Т.И. Бондарева

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'