АРХИВЫ РОССИИ
новости карта сайта поиск о сайте о сайте
Издания и  публикации
Перечень публикаций

KРИТИKА И БИБЛИОГРАФИЯ

Стрекопытов С.П., Сенин А.С.
Кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций.
Краткий очерк организации и деятельности.
1952 - 2002 гг.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 3 (2003 г.)
НА ГЛАВНУЮ
подписка на новости портала Архивы России
Помощь (FAQ)
Отправить e-mail в службу поддержки портала Архивы России

Стрекопытов С.П., Сенин А.С. Кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций. Краткий очерк организации и деятельности. 1952 - 2002 гг. М., Компания "Спутник", 2002. - 231 с. - 150 экз.

Несмотря на свой внешне локальный характер, научное издание, подготовленное в Историко-архивном институте (ИАИ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), вполне отвечает главной тенденции в развитии исторической науки на современном этапе. Авторы, как и большинство ученых, решительно отказались от бесплодных попыток вписать реальную историю происходящего в априорно выстроенные умозрительные схемы. Они опираются на подлинные архивные документы и тщательно проверенные на соответствие объективной и достоверной истине воспоминания активных участников описываемых событий.

Творческая инициатива С.П. Стрекопытова и А.С. Сенина, которые не ограничившись выявлением материала в архиве РГГУ и Центральном муниципальном архиве Москвы, обратились ко многим выпускникам кафедры с просьбой поделиться воспоминаниями о ее истории, оказалась плодотворной.

Избранный авторами путь очень труден. Работы такого жанра, нацеленные на максимальную полноту и научную объективность изложения, неизбежно теряют в стройности построения и публицистической красочности описаний. Читателю приходится делать выводы самому. Видимо, поэтому заключение книги носит служебно-информационный характер и занимает всего одну страницу при солидном общем объеме издания.

Однако присущие исследованию тщательность и объективность с лихвой компенсируют самоограничение авторов в стилевом и жанровом своеобразии. Хороший академизм в отборе фактов и исчерпывающая детальность в изложении событий служат прежде всего уроком для нынешних студентов и аспирантов, выбравших стезю историка-исследователя. Зная лишь имена авторов учебников, по которым занимаются, встречаясь с современными преподавателями только в стенах учебных аудиторий, они могут обрести необходимую глубину и стереоскопичность восприятия "живой" истории лишь в совокупности с такими изданиями.

Книга состоит из трех глав: "У истоков", "Становление" и "Рубикон".

Судя по содержанию, наибольшие трудности у авторов вызвало освещение периода создания кафедры, поскольку, как с горькой иронией говорил ее многолетний руководитель и один из родоначальников истории госучреждений в качестве самостоятельной научной дисциплины профессор Н.П. Ерошкин, за время существования кафедры ее не включали в состав только трех учебных подразделений ИАИ - кафедр гражданской обороны, иностранных языков и физвоспитания.

Предваряя книгу "Вступительным словом", ветеран кафедры и ее нынешняя заведующая профессор Т.Г. Архипова с полным основанием отмечает, что лейтмотивом всех первых лет существования кафедры во главе с Н.П. Ерошкиным явилась борьба за то, "чтобы преодолеть отношение руководства института к любимой мной дисциплине как к дисциплине второстепенной, имеющей узкое прикладное значение, в борьбе, отнявшей у моего учителя, как мне кажется, не один год жизни" (С. 6).

Основываясь на выявленных и впервые публикуемых документах, авторы подробно прослеживают многотрудный процесс формирования научно-педагогической школы. О том, что она состоялась, убедительно свидетельствуют свыше 50 подготовленных на кафедре кандидатских и докторских диссертаций, список которых помещен в приложении. Ни на одном историческом факультете университетов или педагогических институтов подобного коллектива не существовало, а глубокое изучение истории государственных учреждений было одной из отличительных особенностей подготовки специалистов в Московском государственном историко-архивном институте.

Наиболее удачной представляется глава "Становление", в которой немало страниц посвящено незаурядным личностям - учителям авторов книги Николаю Петровичу Ерошкину и Татьяне Петровне Коржихиной, а также описанию творческой атмосферы, характерной для кафедры даже в самые ее трудные периоды. Сотрудники научно-учебного коллектива приходили в институт не отрабатывать положенные часы и не на службу - они "выкладывались" полностью, без остатка. Только здесь многие из них, особенно те, кого по различным причинам мало печатали в специальных изданиях, могли "обнародовать" найденные в архивах документы и рассказать о своих догадках, попробовать выстроить новую концепцию. Руководил этими дискуссиями и поисками именно Н.П. Ерошкин, который в октябре 1976 г. был избран заведующим кафедрой истории государственных учреждений и общественных организаций СССР, созданной 30 июня 1975 г. Одновременно он был утвержден ВАК в ученом звании профессора.

Как позже вспоминал один из ведущих сотрудников кафедры А.Д. Степанский, "наша "команда" соединяла в себе черты как структурной части государственного учреждения (и в этом плане функционировала успешно), так и неформального товарищеского содружества. Всех членов кафедры связывали личные дружеские и внеслужебные отношения. Мы были не только коллективом (в советском смысле), но и компанией (в нее входили и некоторые аспиранты и соискатели, а также друзья членов кафедры). В роли "отца семейства" охотно выступал Николай Петрович, как будто специально для этого созданный… При этом важно подчеркнуть, что эта семейственность отнюдь не вредила работе. Напротив, на официальных заседаниях кафедры друзья нередко критиковали друг друга - порой очень язвительно" (С. 97 - 98). Именно такая атмосфера, активно влиявшая на формирование "будущих перестройщиков" (термин А.Д. Степанского. - Т.Х.), способствовала выработке концептуально-методической базы научно-учебной работы кафедры, которую Т.П. Коржихина впервые сформулировала еще в 1972 г.: "Чтобы студент хорошо учился, он должен ясно себе представлять, что ему нужно знать. И мы, преподаватели, должны ясно представлять, что должно остаться от изучения нашей дисциплины. - Встает вопрос - чему учить? Практика показывает, что даже отпетые "хвосты" в состоянии (под угрозой отчисления) выучить, запомнить даты, события, даже детали. Но все это специалист, выпускник института, может в случае нужды в своей практической деятельности почерпнуть в справочниках, пособиях, учебниках. Он только должен знать, какие справочники, литература существуют по этому вопросу. Стало быть, надо учить не этому, а языку предмета, пониманию языка предмета - методу, умению самому разобраться (через литературу) в деталях проблемы… Короче, он должен знать не дату образования министерства, а формы, методы управления на разных этапах жизни государства, чтобы применять их сегодня (и завтра) и развивать лучшее (подчеркнуто в тексте. - Т.Х.), что было в управлении" (С. 92 - 93).

Согласитесь, что и сегодня эти слова звучат чрезвычайно актуально.

На кафедре истории госучреждений и общественных организаций ИАИ, по существу, вырабатывались основы междисциплинарного подхода и гуманитаризации образования, что впоследствии определило специфику нового РГГУ. Авторы постоянно подчеркивают, что судьба кафедры неразрывно связана с судьбой института. Можно понять их тревогу, вызванную сокращением набора студентов на специальность "историко-архивоведение". Следствием этого процесса станет неизбежное сокращение числа дипломников, а затем и аспирантов (С. 199). А ведь нынешняя кафедра полностью состоит из выпускников факультета архивного дела.

В заключительной главе "Рубикон" подводятся своеобразные итоги процесса расширения содержания учебно-научной работы кафедры, которая сегодня стала заметным в России и за ее пределами центром изучения российской государственности, структурированным по локальным историям самых различных государственных институтов, учреждений, ведомств, общественных организаций, политических партий, союзов и объединений. Не случайно эта глава занимает половину объема книги.

Правда, в конце ее авторы иногда сбиваются на стиль отчетных документов, а последний параграф вообще выглядит фрагментом официального доклада, причем оборванного на полуслове. Такое ощущение оставляет последняя страница главы (С. 208). Впрочем, авторов можно понять. С середины 1990-х годов практически начинается сегодняшний день кафедры. Судить о нем историкам еще рано, тем более что совершенствование научно-учебного процесса бесконечно, как сама жизнь.

Надеемся, что эта скороговорка в конце книги не отпугнет заинтересованного читателя. Ведь один только рассказ о том, как не жалея здоровья, пролагал путь кафедре Н.П. Ерошкин, какие замечательные душевные качества проявляла в повседневной работе незабвенная Т.П. Коржихина, как формировался уникальный коллектив преподавателей и профессоров кафедры, - уже заслуживает уважения и признательности самой широкой аудитории специалистов.

Т.И. ХОРХОРДИНА

вверх
 

Федеральное архивное агентство Архивное законодательство Федеральные архивы Региональные архивы Музеи и библиотеки Конференции и семинары Выставки Архивные справочники Центральный фондовый каталог Базы данных Архивные проекты Издания и публикации Рассекречивание Запросы и Услуги Методические пособия Информатизация Дискуссии ВНИИДАД РОИА Архивное образование Ссылки Победа.1941-1945 Архив гостевой книги

© "Архивы России" 2001–2015. Условия использования материалов сайта

Статистика посещаемости портала "Архивы России" 2005–2015

Международный совет архивов Наша Победа. Видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ Сайт 'Вестник архивиста' Рассылка 'Новости сайта "Архивы России"'