Ф. 53.
Научно-исследовательская документация - 1316 дел, 1957 - 1964.
Институт авиационных моторов (ИАМ) был создан решением Революционного Военного Совета СССР от 3 декабря 1930 г. на базе винтомоторного отдела ЦАГИ, авиационного отдела Автомобильного и автомоторного НИИ и КБ авиационного завода № 24 им. М.В. Фрунзе путем их слияния. Приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР от 29 июля 1932 г. он был переименован в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Имя П.И. Баранова (1892-1933), крупного руководителя ВВС и организатора отечественной авиационной промышленности, было присвоено институту в 1933 г. В 1945 г. институт был награжден орденом Ленина, а в 1982 г. - орденом Октябрьской Революции.
Институт находился в ведении:
Народного комиссариата по военным и морским делам СССР (1930-1931);
ВСНХ СССР (1931-1932);
Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (1932-1936);
Народного комиссариата оборонной промышленности СССР (1936-1939);
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (1939-1946);
Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1953, 1953-1957, 1965-1981);
Министерства оборонной промышленности СССР (1953);
Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (1957-1963);
Государственного комитета по авиационной технике СССР (1963-1965).
Выделились в самостоятельные организации: НИИД (НИЛД - Научно-исследовательская лаборатория двигателей) - образован на базе отдела нефтяных двигателей; испытательный комплекс (филиал ЦИАМ), реорганизованный в 1992 г. в Научно-испытательный центр института (НИЦ ЦИАМ).
В настоящее время - ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова" (ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова").
Основные направления деятельности: конструирование, постройка, доводка и внедрение в производство новых типов авиамоторов и их агрегатов, исследование альтернативных источников энергии для реактивных двигателей
Научно-исследовательская документация.
Отчеты по НИР (заключительные и этапные), расчеты, методики, отчеты по опытно-конструкторским разработкам в виде пояснительных записок (со сведениями о создании экспериментального оборудования для проведения научно-исследовательских работ) по разработке и изучению двигателей и их макетов для ракет, самолетов, вертолетов, машин на воздушной подушке (авиационно-ракетных, винтовых, воздушно-реактивных, газотурбинных, жидкостных реактивных, краткоресурсных реактивных, прямоточных воздушно-реактивных, турбопрямоточных, ракетно-прямоточных, турбовинтовых, турбореактивных, твердотопливных ракетных, ядерных ракетных, электродуговых, ионных, плазменных, комбинированных и др.), их агрегатов и деталей. Разработка и исследования физико-химических и эксплуатационных свойств топлив (твердых, жидких, газообразных и смешанного агрегатного состояния), их компонентов, добавок, присадок, масел, смазок, окислителей, продуктов сгорания. Исследования реакторов и ускорителей. Акустические исследования. Разработка и исследования траекторий космических аппаратов. Отчеты и пояснительные записки по опытно-конструкторским работам по созданию экспериментального оборудования для проведения научно-исследовательских работ. Разработка и усовершенствование методов и аппаратуры для измерений и регистрации параметров изделий. Отчеты по модернизации стендов института и другого испытательного оборудования, по испытаниям изделий и агрегатов на стендах и в летных условиях. Отчеты об оказании технической помощи ОКБ и НИИ отрасли. Отчеты о научных исследованиях в отрасли и разработках иностранных фирм (("Де Хэвилленд", "Дженерал Электрик", "Пратт-Уитни", "Роллс-Ройс", "Ультра Электроникс" и др.). Отчеты о международных выставках авиационной техники.[1]
[1] В восьмом выпуске Бюллетеня рассекреченных документов федеральных архивов (М., 2007) опубликована аннотация на документы ЦИАМ им. П.И. Баранова за 1957-1961 гг. По техническим причинам место хранения документов этого фонда указано неправильно- фонд хранится в РГАНТД (г. Москва). Тоже относится к фондам ЦНИИ связи и НИИ дальней радиосвязи, которые также хранятся в РГАНТД (г. Москва).